Содержание
- Из чего состоит проверка техники чтения?
- Техника чтения в начальных классах и успеваемость в будущем
- Проверка техники чтения дома и нормативы по ФГОС
- Таблица нормативов техники чтения по ФГОС
- Упражнения для развития техники чтения
Проверка техники чтения в школе у ребенка вызывает панику? Сложно уложиться в нормы по скорости чтения и потом еще рассказать о прочитанном. Многие родители против этой проверки, так как не совсем понимают ее настоящий смысл. Думают, что детей просто учат бегло читать, считают количество прочитанных слов в минуту, запоминать смысл текста не надо. Это ошибочное мнение, ведь правильная и быстрая техника чтения становится основой хорошей грамотности и успеваемости в общем.
Навык хорошей техники чтения — один из основных в школе и дальнейшем обучении. Читать надо не только на уроке литературы и русского языка, но и на других предметах, особенно устных: истории, окружающем мире и т.д. Если ребенок не освоит быструю технику чтения (скорочтение), то не сможет за короткий срок переработать большой текст из учебной программы. Из-за этого утрачивается возможность хорошо и с удовольствием учиться.
Из чего состоит проверка техники чтения?
- проверяют, как читает ребенок (по слогам или целыми словами);
- ребенок должен прочитать текст и понять, про что там написано;
- считают количество слов, которое ребенок читает за отведенный отрезок времени;
- правильность чтения слов, окончаний,
- выразительность, постановка ударений, паузы.
Техника чтения в начальных классах и успеваемость в будущем
Педагогическая практика показывает, что дети, которые правильно и быстро читают, учатся гораздо лучше. Им легче дается процесс обучения в старших классах и университете. Когда ребенок долго читает по слогам, а родители всё списывают на возраст и надеятся, что сам научится, все же умеют читать, это может обернуться плохой успеваемостью в старших классах.Плохо читающие дети, тратят гораздо больше времени на подготовку домашних заданий, тяжело воспринимают новые текстовые материалы, учеба для них превращается в страшный сон. Учится совсем не интересно, скорее бы закончить школу думают родители таких деток.
Вместе с навыком быстрого чтения дети развивают внимание и память, воображение, учатся концентрироваться. Всё это играет важную роль при обучении. В будущем им легче готовиться к зачетам и экзаменам, а во взрослой жизни проще реализоваться в профессии.
Проверка техники чтения дома и нормативы по ФГОС
Если вам кажется, что преподаватель предвзято относится к ребенку, можете сами проверить технику чтения и сравнить с нормативами для начальных классов.
Выберите простой текст, с учетом возраста ребенка. Он не должен быть примитивным или слишком сложным. Содержание должно быть новым для ребенка, шрифт крупный и понятный, предложения простые и короткие. Никаких картинок, которые отвлекают внимание тоже быть не должно.
Приготовьте секундомер и скажите ребенку, что читать надо быстро. Если при проверке техники чтения слышите ошибки в слове, то не поправляйте и не перебивайте, записывайте на листочек, потом посчитаете. После чтения задайте несколько вопросов по прочитанному тексту.
При подсчете слов предлоги и союзы тоже считаются за одно слово, а вот перенос слов и слова через дефис — за два. Из общей суммы вычитайте количество слов с ошибками и результат готов.
Таблица нормативов техники чтения по ФГОС
Ориентировочные нормы техники чтения в начальной школе по ФГОС
Оценка
|
Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«5» | больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов | |
«4» | 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов | |
«3» | 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов | |
«2» | меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов | |
Второй класс | ||||
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвертый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
Если результат близок к нижней границе или ниже, не стоит впадать в панику. Просто ребенку нужны дополнительные упражнения для повышения техники чтения.
Таким простым способом вы можете сами проверить технику чтения ребенка или запишитесь на пробный бесплатный урок, и наш преподаватель оценит технику чтения даст рекомендации.
Упражнения для развития техники чтения
Самое лучшее упражнение для развития навыка техники чтения — регулярное чтение книг. Чем больше ребенок читает, тем лучше будет техника. Но есть и специальные упражнения, которые помогают повысить технику чтения детям с 1 класса.
Упражнение «Половинки»
Ребенок старше 6 лет должен уже четко представлять половинки предметов, например, яблока.
Это упражнение тренирует зрительное восприятия половинок букв. Для этого можно приготовить карточки со словами, прикрыть половину слова листом бумаги или разрезать пополам.
Ребенок должен прочитать слово по верхней части слова. Затем только по нижней части слова, это более трудная задача, поэтому начинаем с верха. Если разрезаете слова, то можно перемешать все половинки, а ребенок должен собрать их.
Это простое упражнение развивает навык предугадывания, которое помогает распознавать слова не читая каждую букву.
Упражнение «Дом вверх дном»
Многие дети любят эксперименты, поэтому с удовольствием занимаются по этому упражнению для развития техники чтения. Берем книгу, ребенок начинает читать вслух, а потом по хлопку или другому сигналу переворачиваем книгу вверх ногами, а ребенок должен продолжить чтение с места, где остановился. Можно сделать карточки с небольшими текстами и также заниматься.
Это упражнение тренирует координацию глаз, развивает способность быстро ориентироваться в тексте и перерабатывать информацию.
Упражнение «Штирлиц»
Ребенок читает текст вслух, а потом по сигналу Штирлиц берет в зубы карандаш и читает про себя. По этому же сигналу опять читает вслух. Чередовать несколько раз. Упражнение помогает избавиться от привычки проговаривания слов.
Преподаватели нашей онлайн школы скорочтения разработали уникальную методику для развития техники чтения, в которую входят интересные упражнения с элементами игры. Занятия проходят онлайн, ребенок может заниматься из дома в привычной обстановке.
Записывайтесь на пробный бесплатный урок и познакомьтесь с нашим преподавателем поближе.